Тормоза | Таврия ЗАЗ-110206

Печать

Предупреждение. При замене колодок передних тормозов обязательно устанавливайте все колодки с одинаковым обозначением композиции материала и, желательно, одного изготовителя.

На рис. 40 приведена схема гидравлического привода тормозов. Передние тормоза – дисковые, задние – барабанные. Привод тормозов раздельный по диагонали.

Схема системы гидропривода тормозов без вакуумного усилителя (I с вакуумным усилителем)

1 – передний тормоз; 2 – гибкие шланги; 3 – трубопровод к правому переднему колесу; 4 – трубопровод к левому переднему колесу; 5 – бачок гидропривода тормозов; 6 – шланг от бачка, питающий контур А; 7 – шланг от бачка, питающий контур В; 8 – главный цилиндр; 9 – педаль тормоза; 10 – трубопровод к заднему правому колесу; 11 – трубопровод к заднему левому колесу; 12 – задние тормоза; А – контур переднего левого и правого заднего колес; В – контур переднего правого и заднего левого колес. Цифрами в кружках обозначен порядок прокачки тормозов колес.

В случае выхода из строя одного из контуров тормозной системы торможение автомобиля обеспечивает второй контур, при этом ход педали увеличивается и снижается эффективность торможения. В данном случае нельзя отпускать педаль и производить многократные нажимы, которые только увеличивают время и путь торможения, а следует нажимать на педаль до получения максимально возможного эффекта торможения.

Если на автомобиле установлен вакуумный усилитель тормозов, не выключайте зажигания при движения накатом, так как с остановкой двигателя не создается разряжение, необходимое для работы вакуумного усилителя, и вследствие этого возрастает усилие на педаль тормоза при торможении.

Гибкие шланги тормозов. Проверяйте герметичность соединений привода, обратив особое внимание на состояние гибких шлангов. При обнаружении мелких трещин, потертостей на наружной оболочке или появлении вздутий при нажатии на педаль тормоза шланги замените новыми.

Передние дисковые тормоза. Осмотр тормозных колодок 14 и 16 (рис. 41) производите при снятых колесах через окна во фланце. 4. Колодки замените, не допуская уменьшения толщины фрикционной накладки меньше, чем 1 мм. Не допускать трения металла колодки о тормозной диск.

Для снятия тормозных колодок:

- если снято колесо, отвернуть болты 23 (рис. 35) крепления фланца 22 к ступице 24 и снять фланец;

- снять тормозной диск 15 (рис. 41), выведя его в сторону из колодок;

- вынуть вначале наружную колодку 16, выведя её выступы а из сцепления с пазами b поворотного кулака и наклонив в сторону упоров скобы, как показано стрелками С на виде 13;

- вывести из зацепления внутреннюю колодку и вынуть ее. Вынуть пружину 18 поджатия колодок.

Проверить состояние тормозного диска 15. При износе диска до толщины 8 мм дальнейшая его эксплуатация недопустима и его необходимо заменить новым. Перед установкой новых колодок переместите поршень 12 до упора внутрь. При этом проверьте, чтобы защитный чехол поршня находился в гнезде и не был поврежден. Проверить легкость перемещения скобы 10 на пальцах 6 в поворотном кулаке 5.

Передний тормоз

1 – клапан выпуска воздуха; 2 – колпачок клапана; 3 – шланг тормозов; 4 – фланец ступицы колеса; 5 – кулак поворотный; 6 – палец направляющий; 7 – чехол защитный пальца; 8 – шайба; 9 – гайка; 10 – скоба; 11 – кольца уплотнительные; 12 – поршень; 13 – чехол защитный поршня; 14 – колодка внутренняя; 15 – диск тормоза; 16 – колодка наружная; 17 – кожух грязезащитный; 18 – пружина колодок тормоза;

А – скос; а – выступы колодки; b – пазы поворотного кулака; с – направление снятия колодки; d – направление установки колодки.

Для установки тормозных колодок:

- установить в скобу 10 пружину 18 так, чтобы ее выступ вошел в канавку скобы  и,  придерживая  ее,  вначале установите внутреннюю колодку 14 скосом А вверх, преодолев усилие пружины. Прижмите колодку к поршню 12;

- для установки наружной колодки ее нужно наклонить в сторону упоров скобы по стрелке d скосом вверх и, преодолев усилие пружины, завести выступы a колодки в пазы b поворотного кулака. Установить тормозной диск 15 и фланец 4.

Задние барабанные тормоза (рис. 42). Зазор между колодками и барабанами по мере износа накладок восстанавливается автоматически.

Тормоз задний
1 – чехол защитный; 2 – стержень опорный; 3 – манжета; 4 – поршень; 5 – кольцо пружинное; 6 – корпус; 7 – колпачок; 8 – клапан; 9 – пластина демпфер пая; 10 – колодка тормозная; 11 – болт; 12 – пружина стяжная верхняя; 13 – планка распорная; 14 – ступица заднего колеса; 15 – пружина прижимная; 16 – наконечник с тросом и сборе; 17 – рычаг разжимной; 18 – пружина отжимная;
19 – пружина стяжная нижняя; 20 – упор колодок; 21 – щит тормоза; 22 – опорный кронштейн.

Для быстрого восстановления хода педали тормоза следует на ровном сухом шоссе произвести 5…6 резких торможений, двигаясь со скоростью 30 км/ч вперед, а также произвести несколько резких торможений, двигаясь задним ходом.

Проверку износа фрикционных накладок до толщины 1 мм выполняют при вывернутых  пробках  смотровых  отверстий в  барабанах. Для замены  колодок (рис. 42):

- снимите верхнюю 12 и нижнюю 19 стяжные пружины и выведите колодки из-под прижимных пружин 15 вместе с распорной планкой 13 и демпферной пластиной 9;

- снимите разжимной рычаг 17 с колодки, отвернув гайку болта 11 и вынув болт и шайбу;

Заменяйте колодки только парами. Перед установкой новых колодок утопите поршни колесного цилиндра легким постукиванием молотка через деревянную проставку по упорам поршней так, чтобы между поршнями и кромками ци- линдра было по 9 мм (при снятых защитных чехлах).

Обратите внимание на состояние защитных резиновых чехлов 1 колесного цилиндра 6, а также на состояние отжимной пружины 18 троса на кронштейне 22.

Смажьте опорную поверхность на кронштейне 22 небольшим слоем смазки Литол-24. Поверхности функциональных накладок должны быть чистыми, без следов смазки и грязи.

Зазор между колодками и барабанами по мере износа накладок восстанавливается автоматически благодаря специальному устройству внутри тормозного цилиндра.

Для демонтажа поршня, например, для замены манжеты, необходимо повернуть поршень на 90° и, покачивая вокруг оси, выдвинуть из цилиндра.

Свободный ход педали тормоза регулируйте, вворачивая или выворачивая выключатель 11 (рис.43) сигнала торможения при отпущенной контргайке 10. После регулировки гайку затянуть. Свободный ход педали тормоза В должен быть 2,5 мм, что соответствует зазору А, равному 0,3...0,9 мм между толкателем 5 и поршнем 2. Зазор А регулируется вращением толкателя 5 при отпущенной контргайке 7.


Педаль тормоза

1 – главный цилиндр; 2 – поршень;  3  –  оболочка;  4  –  трос привода   выключения   сцепления; 5 – толкатель; 6 – педаль сцепления; 7 – контргайка; 8 – педаль тормоза; 9 – наконечник; 10 – контргайка; 11 – выключатель сигнала торможения;
А – зазор между поршнем и толкателем;
В – свободный ход педали тормоза.