Ремонт и эксплуатация автомобилей ЗАЗ, Таврия

техническая документация для автолюбителя

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная ЗАЗ-968М "Запорожец"

Работая в офисе вы можете дополнительно зарабатывать, при этом не отвлекаясь от своей основной деятельности! Начать зарабатывать можно без финансовых вложений и прямо сейчас! Вы хотите, чтобы ваши дети оплачивали расходы на мобильную связь сами? Установите им это приложение на их телефон или планшет!
Начать зарабатывать https://goo.gl/1VdPK3 !
В видео рассказано, как увеличить свой пассивный доход. Не стоит надеяться стать миллионером, но на карманные расходы хватит!


Ремонт и эксплуатация автомобиля ЗАЗ-968М

Система зажигания ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

В систему зажигания (рис. 25) входят: прерыватель-распределитель зажигания, катушка зажигания, свечи, провода и выключатель зажигания.

Прерыватель-распределитель зажигания типа Р114-Б состоит из корпуса, внутри которого расположен валик привода с центробежным регулятором опережения зажигания. На верхнем конце валика укреплен кулачок для размыкания контактов, на нижнем — муфта привода валика. Установленный внутри корпуса прерыватель состоит из стальной пластины с неподвижным контактом и рычажка с подвижным контактом. Закрыт корпус крышкой с помощью пружинных защелок. К корпусу прикреплен вакуум-корректор, диафрагма которого соединена с пластиной подвижного контакта. Корректором вручную можно изменять угол опережения зажигания (в зависимости от октанового числа бензина), предварительно ослабив гайку крепления подвижной пластины.

Катушка зажигания типа Б115-В имеет сердечник с первичной и вторичной обмотками, заключенными в металлический корпус. Между лапами хомута крепления катушки смонтировано добавочное сопротивление, которое при повороте ключа (пуск стартером) выключается, чем повышает напряжение во вторичной цепи, после пуска включается в цепь.

Свеча зажигания типа А23-1 неразборной конструкции. Калильное число свечи 22-24 ед. Нормальный зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,75-0,9 мм.

Для устранения радиопомех в цепь системы зажигания включены дополнительные сопротивления. Одно сопротивление конструктивно объединено с контактным угольком на крышке распределителя и четыре помещены в наконечниках свечей.

Провода высокого напряжения (ПВВП) винилхлоридные помехоподавляющие красного цвета с наружным диаметром 7-7,4 мм.

Токопроводящая жила выполнена в виде спирали из проволоки сплава 40Н диаметром 0,12 мм и шагом спирали 29-31 виток на 10 мм длины, диаметр спирали 3,0-3,4 мм. Сердечник спирали изготовлен из льняных ниток диаметром 1,0-1,6 мм.

Спиральная жила закрыта изоляцией из поливинилхлоридного пластика. Электрическое сопротивление токопроводящей жилы постоянно току, при температуре 20°С должно быть 1,8-2,2 кОм/м.

При эксплуатации необходимо следить за плотностью и посадкой на всю глубину проводов в наконечники и крышку распределителя.

Не рекомендуется на горячем двигателе вынимать наконечники свечей с проводов и провода из гнезд крышки прерывателя-распределителя, т. к. они при нагреве имеют повышенную эластичность.

Техническое обслуживание системы зажигания

При ТО-1 (через каждые 10 000 км пробега) протереть крышку распределителя чистой салфеткой, смоченной в спирте или бензине. Смазать трущиеся детали маслом для двигателя, закапав на ось подвижного контакта одну каплю, четыре-пять капель — во втулку кулачка (сняв бегунок и сальник под ним), одну-две капли — на фальц кулачка, три-пять капель — на фетровую шайбу пластины прерывателя. Повернуть на один оборот масленку (колпачок) для смазки валика распределителя. Отрегулировать зазор между контактами — 0,35-0,45 мм.

При ТО-2 (через каждые 20 000 км пробега) очистить свечи зажигания и отрегулировать зазор 0,75-0,9 мм.

При ТО через каждые 30 000 км пробега заменить свечи зажигания новыми.

1 — боковой электрод; 2 — центральный электрод; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — корпус свечи; 5 — тонкопроводящий герметик; 6 — изолятор; 7 — контактная головка; 8 — контактный уголек с пружиной; 9 — резистор бегунка; 10 — контактная пластина бегунка; 11 — бегунок (ротор распределителя); 12 — защелка; 13 — конденсатор; 14 — корпус вакуум-корректора; 15 — вакуум-корректор; 16 — пружина диафрагмы; 17 — диафрагма; 18 — неподвижный контакт; 19 — пружина прерывателя; 20 — рычаг прерывателя; 21 — текстолитовый кулачок; 22 — пластина неподвижного контакта; 23 — винт эксцентриковый; 24 — фетровая щетка; 25 — муфта привода валика распределителя; 26 — регулировочный рычаг; 27 — подвижная пластина октан-корректора; 28 — неподвижная пластина октан-корректора; 29 — грузик; 30 — тяга диафрагмы; 31 — кулачок; 32 — крышка; 33 — изолятор; 34 — клемма ВК-Б; 35 — крышка; 36 — клеммный вывод к контактам прерывателя-распределителя; 37 — кожух; 38 — магнитопровод; 39 — первичная обмотка; 40 — вторичная обмотка; 41 — сердечник; 42 1- резистор; 43 — кромка провода; 44 — пружина; 45 — резистор; 46 — наконечник; 47 — скоба; 48 — экран; 49 — корпус.

 

Генератор и стартер ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

На двигателе установлен стартер СТ368, который представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения.

Стартер включается с помощью электромагнитного тягового реле (при подаче напряжения от замка зажигания через дополнительное реле) типа РС904-А, смонтированного на фланце крышки стартера.

Техническая характеристика

Номинальное напряжение, В 12

Номинальная мощность, кВт 0,87

Сила тока холостого хода, А, не более 70

Частота вращения якоря на холостом

ходу, об/мин 5000

Сила тока при тормозном моменте 0,66 кгс-м, не более 260

Напряжение включения тягового реле в момент соприкосновения шестерни привода с прокладкой толщиной 20 мм, помещенной между шестерней и ее упором, В, не более 9

Число зубьев шестерни привода стартера 9

Стартер имеет четыре полюса, на которых расположены катушки возбуждения, три из которых соединены между собой последовательно, одна — параллельно им. Катушки закреплены в корпусе винтами. Якорь стартера вращается на двух бронзографитовых втулках, установленных на передней и задней крышках. На якорь намотана двухслойная обмотка, состоящая из секций. Колпак, задняя и передняя крышки с расположенным между ними статором (корпусом) стянуты двумя стяжными болтами. На задней крышке винтами закреплен пластмассовый щеткодержатель. На конце вала якоря находится привод стартера, состоящий из шестерни и муфты свободного хода.

Уход за стартером заключается в проверке надежности крепления (при ТО-1, через каждые 10 000 км пробега).

При ТО через каждые 30 000 км пробега снять с двигателя стартер для профилактического обслуживания.

1 — крышка со стороны контактных колец; 2 — щетка; 3 — щеткодержатель; 4 — полюсный наконечник; 5 — обмотка возбуждения; 6 — втулка; 7 — крышка; 8 — шарикоподшипник; 9 — ротор с обмоткой возбуждения; 10 — болт стяжной; 11 — пакет пластин; 12 — обмотка статора; 13 — контактные кольца; 14 — крышка реле; 15 — контактный диск; 16 — шток реле; 17 — корпус реле; 18 — обмотка реле; 19 — пружина якоря; 20 — якорь реле; 21 — серьга якоря; 22 — рычаг; 23 — крышка со стороны привода; 24, 35 — втулки якоря; 25 — зубчатое колесо; 26 — роликовая муфта; 27 — якорь; 28 — статор; 29 — катушка возбуждения; 30 — полюсный винт; 31 — полюс; 32 — болт; 33 — прокладка изоляционная; 34 — колпак; 36 — щеткодержатель; 37 — пружина щетки; 38 — крышка со стороны щеток; 39 — щетка; 40 — вывод от катушки; 41 — контактный болт; 42 — дополнительный контакт.


 

Электрооборудование ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

Автомобиль оснащен сложной системой электрооборудования, которая включает в себя источники электроэнергии и коммуникационную аппаратуру.

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме, отрицательным проводом служат металлические части ("масса") автомобиля, которые соединены с минусовой клеммой аккумуляторной батареи.

Большинство цепей включается замком зажигания. Всегда включены (независимо от положения ключа замка зажигания в замке) цепи питания звукового сигнала, сигнала торможения, света фар, плафона освещения салона и штепсельной розетки.

В принципиальной схеме электрооборудования (рис. 23) подробно изображены все приборы и подключение их к источникам питания.

1 фара в сборе, 2 указатель поворотов; 3 звуковой сигнал; 4 5 пружинный контакт и кнопка включения сигнала; 6 оптический элемент, 7 лампа габаритного освещення А12-4; 8 лампа фары А12-45+40; 9 ободок фары; 10 повторитель указателя поворота (лампа А12-4); 11 включатель сигнализации тормозов "стоп" ВК-412; 12 выключатель аварийной сигнализации тормозов ВК12Б; 13 реле аварийной сигнализации тормозов РС525А; 14 аккумуляторная батарея :СПБ-55; 15 блок предохранителей ПР112; 16 реле-прерыватель РС-950Б, 17 стеклоомыватель; 18 контрольная лампа работы генератора А12-1; 19 указатель уровня топлива в баке УБ-26А: 20 контрольная лампа работы отопителя А12-1; 21 контрольная лампа указателя поворота А12-1; 22 лампа освещения комбинации приборов А12-1: 23 контрольная лампа включения дальнего света фар А12-1; 24 контрольная лампа аварийной сигнализации тормозов А12-1; 25 контрольная лампа аварийного давления масла А12-1, 26 указатель температуры масла УК273; 27 розетка переносной лампы ПС500; 28 стеклоочиститель СЛ226 В; 29 рычаг переключателя стеклоочистителя и включателя стеклоомывателя; 30 рычаг переключателя указателей поворота; 31 рычаг переключателя света фар; 32 выключатель наружного освещения ВК343-02; 33 включатель аварийного состояния автомобиля или вынужденной его остановки ВК422-12 (лампа А12-0,8); 34 замок зажигания ВК347; 35 датчик уровня топлива БМ159А; 36 реле блокировки РБ1-10; 37 реле стартера РС534; 38 включатель фонарей заднего кода ВК418; 39 реле-регулятор РР310В; 40 плафон освещения салона ПК140 (ламла АС12-5): 41 стартер СТ368; 42 штепсельный разъем; 43 генератор Г-502А; 44 катушка зажигания Б115-В; 45 прерыватель-рапределитель зажигания Р-114Б; 46 свеча зажигания А23-1; 47 датчик давления масла ММ111Д; 48 датчик температуры масла TM-100A; 49 фонарь задний правый; 50 лампа указателя поворота А12-21-3; 51 лампа габаритного освещения А12-5; 52, 53 пампа сигнала заднего хода и сигнала "стоп" А12-21-3; 54 подкапотный фонарь ПД-526 с лампой А12-8; 55 фонарь освещения номерного знака с лампой А12-5; 56 фонарь задний левый. Провод красный от поз 20 к отопитепю, провода черные от предохранителя 15 к отопителю.

 

Аккумуляторная батарея ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

Источником питания приборов при неработающем двигателе служит аккумуляторная батарея. Она питает стартер, приборы системы зажигания, приборы освещения и сигнализации, отопительную установку, стеклоочиститель и стеклоомыва-тель, приборы контроля. При работающем двигателе (на оборотах коленчатого вала выше минимальных) все источники потребления электроэнергии и аккумуляторная батарея питаются от генератора. На автомобиль устанавливается аккумуляторная батарея 6СТ-55 (может устанавливаться и 6СТ-45).

Техническая характеристика

Номинальное напряжение, В 12

Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита 25°С, А ч 55

Разрядный ток, А при 20-часовом режиме разряда 2,75

при стартерном режиме и температуре электр лита 18°С 5,5

Необходимое количество электролита для одн( батареи, л 3,8

Время разряда:

до напряжения 8,4 В, с 30

до напряжения 6 В, мин 3

Габаритные размеры, мм длина 260

Ширина 172

Высота 233

Масса,кг с электролитом 21

без электролита 17

Батарея состоит из шести последователь соединенных элементов напряжением по 2 В. Каждый элемент размещен в отдельном отсеке состоит из положительных и отрицательных пластин, разделенных сепараторами.

Малая толщина и большая пористость сепараторов обеспечивают малое внутреннее сопротивление батареи и, тем самым, позволяют получить большую силу разрядного тока при низких температурах.

Каждый отсек закрыт крышкой с отверстиями по краям для прохода полюсных выводов и с центральным резьбовым отверстием для слива электролита и контроля его уровня. Центральное отверстие закрыто пробкой с отверстиями, через которые выходят газы, образующиеся в батарее.

Элементы батареи соединены между собой мостиками. Крышки отсеков и соединительные мостики залиты специальной мастикой, которая хорошо герметизирует отсеки батареи и предохраняет соединительные мостики от повреждений.

Крайние элементы батареи имеют конусообразные полюсные выводы для подсоединения клеммных наконечников проводов. На положительном полюсном выводе имеется знак "+".

Необходимо уделять должное внимание уходу за батареей, так как нормальная работа автомобиля в значительной степени зависит от исправной хорошо заряженной батареи.

Батарея (особенно ее верхняя часть) должна быть всегда чистой и сухой. Очищать батарею следует щеткой с жесткой щетиной, не допуская попадания внутрь грязи и пыли. Если на поверхность батареи пролит электролит, его следует вытереть чистой ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или соды.

Следует не допускать попадания электролита на металлические части автомобиля, так как это приводит к коррозии. Такие места следует защищать и окрашивать кислотостойкой краской.

Полюсные выводы (особенно положительный), наконечники и зажимы следует периодически (не реже, чем через 10 000 км пробега) очищать щеткой, обмывать теплой водой и смазывать техническим вазелином.

Необходимо следить за целостностью корпуса и заливочной мастики батареи, проверяя, нет ли трещин и просачивания электролита, прочищать вентиляционные отверстия в пробках.

Гайки клеммных наконечников проводов должны затягиваться или отвертываться только гаечным ключом. Пользоваться для этой цели плоскогубцами нельзя. Не допускается также ударять по клеммному наконечнику, чтобы снять или надеть его на клемму, или дергать наконечник за провод, чтобы снять с клеммы. Такие действия могут привести к образованию трещин в крышке элемента или в заливочной мастике и вызвать утечку электролита.

Через каждые 2500 км пробега или через каждые 15 дней (если автомобиль не находится в эксплуатации) необходимо проверять уровень электролита.

Не реже одного раза в три месяца, если наблюдаются отказы в запуске двигателя, следует проверять степень заряженности батареи замером плотности электролита.

Если автомобиль длительное время не эксплуатируется, батарею ежемесячно следует подзаряжать.

 

Двери кузова ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

Двери кузова двухпанельные, штампованные из листовой стали. Дверь имеет снизу щели, служащие для стока воды, которая попадает во внутреннее пространство двери через неплотности желобков стекол. Щели дверей необходимо периодически очищать.

Внутри двери монтируется дверной замок и стеклоподъемник с ручками управления, выведенными на внутреннюю панель двери, а также установлены поворотное и опускное стекла с уплотнителями.

Дверь навешена на двух петлях, крепящихся к стойке кузова гайками, а к двери — болтами. Открывание двери ограничивается специальным ограничителем, являющимся одновременно фиксатором для удержания двери в открытом положении. Регулировка дверей производится на заводе. В закрытом положении дверь удерживается от провисания и вибраций фиксатором, установленным на двери, и защелкой, закрепленной двумя винтами к стойке кузова. Для того, чтобы дверь во время движения не подпрыгивала, фиксатор зажимается в защелке специальным подвижным пластмассовым сухарем.

Для удобства установки во внутрь двери стеклоподъемника замка внутренняя панель двери имеет монтажные окна. К внутренней панели крепится обивка, удерживаемая в верхней и нижней частях отгибными держателями, а с боков — пластмассовыми пистонами.

Замок двери роторного типа (рис. 26). При полном закрытии двери ротор замка должен заходить во второй зуб защелки, при заходе ротора на первый зуб дверь закрывается не полностью и при езде стучит. При закрывании двери ротор замка, входя в зацепление с зубьями защелки, вращает храповик, который отжимает зуб собачки, преодолевая сопротивление пружины. Собачка позволяет ротору вращаться в направлении закрытия двери. Чтобы дверь открыть, необходимо зуб собачки отвести от храповика.

Для правильной работы замка необходимо, чтобы между головкой болта и щеколдой был зазор 0,5-1,5 мм. Контрольный размер между торцом кнопки и головкой болта равен 61,5 мм.

Замок и защелка должны быть установлены так, чтобы при закрытии двери замок плавно входил на защелку без стука и перемещения двери вверх или вниз.

Изнутри двери запираются специальной кнопкой блокировки замка, которую необходимо из верхнего положения перевести в нижнее. Нажимать кнопку при открытой двери нельзя, так как блокирующее устройство при этом не действует и можно повредить замок. Дверь изнутри кузова открывается поворотом внутренней ручки на себя.

Для запирания дверей автомобиля снаружи надо вначале запереть правую дверь изнутри кнопкой блокировки, а затем левую дверь снаружи ключом.

Для опускания дверных стекол на автомобиле применены стеклоподъемники с тросовым приводом. Устройство стеклоподъемника и его установка в двери показана на рис. 27. Стеклоподъемник в двери смонтирован по четырехугольной схеме. Оси внутренних роликов закреплены неподвижно. Ось нижнего регулируемого ролика закреплена в кронштейне, который крепится к двери двумя болтами. Фиксация стекла в любом положении обеспечивается тормозной пружиной, помещенной внутри гнезда валика стеклоподъемника. Подъем и опускание стекла обеспечивается ручкой, расположенной на внутренней панели двери.

Открывание двери ограничивается специальным ограничителем, являющимся одновременно фиксатором для удержания двери в открытом положении.

Для вентиляции передней части кузова в каждой двери в дополнение к опускным стеклам установлено поворотное стекло. Оно снабжено специальным механизмом, обеспечивающим фиксацию стекла в любом положении, даже при сильном напоре встречного потока воздуха.

Для очистки ветрового стекла от загрязнения во время движения автомобиля установлен двухструйный эмпирический стеклоомыватель.

1, 15 — пружины; 2 — ось ограничителя; 3 — облицовка ручки; 4 — ручка внутренняя; 5 — корпус ручки; 6 — тяга; 7 — ограничитель; 8 — розетка; 9 — кнопка; 10 — тяга кнопки; 11 — рычаг запирающего механизма; 12 — корпус; 13 — щеколда; 14 — ручка наружная; 16 — собачка храповика; 17 — храповик ротора; 18 — рычаг; 19 — фиксатор; 20 — сухарь; 21 — защелка замка; 22 — ротор; 23 — цилиндр замка 24 — прокладка; 25 — боковина кузова; 26 — винт 27 — планка; 28 — гайка; 29 — нажимной винт 30 — шайба; 31 — кнопка;

1, 15, 51 — пружины; 2 — ось ограничителя; 3 — облицовка ручки; 4 — ручка внутренняя; 5 — корпус ручки; 6 — тяга; 7 — ограничитель; 8 — розетка; 9 — кнопка; 10 — тяга кнопки; 11 — рычаг запирающего механизма; 12 — корпус; 13 — щеколда; 14 — ручка наружная; 16 — собачка храповика; 17 — храповик ротора; 18 — рычаг; 19 — фиксатор; 20 — сухарь; 21 — защелка замка; 22 — ротор; 23 — цилиндр замка; 24 — прокладка; 25 — боковина кузова; 26, 41, 49 — винт; 27 — планка; 28, 55 — гайка; 29 — нажимной винт; 30 — шайба; 31 — кнопка; 32, 58 — болт; 33 — ролик натяжной; 34 — розетка; 35 — стеклоподъемник; 36 — пружина стопорная; 37 — ручка; 38 — трос; 39, 43 — ролики направляющие; 40 — обойма; 41 — винт; 42 — скоба 44 — механизм тормоза; 45 — барабан; 46 — пистон; 47 — вилка; 48 — рычаг ограничителя; 50 — ось; 52 — буфер; 53 — корпус; 54 — колпачок; 56 — планка; 57 — петля; 59 — уплотнитель двери.


 

Кузов ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

Кузов автомобиля закрытый, двухдверный, цельнометаллический, несущей конструкции.

В связи с отсутствием в автомобиле обычной рамы кузов по конструкции выполнен несущим, к которому непосредственно прикреплены двигатель и агрегаты шасси.

Все нагрузки, передающиеся на кузов при движении автомобиля, воспринимаются всеми панелям кузова, кроме дверей, капота и крышки моторного отсека.

Корпус кузова является фермой, облицованной деталями, сваренными как одно целое из нескольких крупных узлов — подборок.

Все неразъемные соединения деталей кузова сварные и выполнены при помощи контактной (точечной) электросварки. В отдельных местах соединения усилены дуговой и газовой сваркой.

В передней части кузова расположен багажник с крышкой, запираемой изнутри.

Сиденья расположен в два ряда. Передние сиденья раздельные, передвижные, наклоняемые. Они могут быть закреплены в разных положениях в зависимости от роста водителя или пассажира.

Кузов оборудован зеркалом заднего вида, противосолнечными козырьками, независимой отопительной системой и фартуками задних колес.

 

Обивка кузова ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

Для тепло-шумоизоляции и создания внутренней комфортабельности кузов внутри обивается специальными материалами.

В качестве основного материала для сидения применяется искусственная кожа на трикотажной основе, а для потолка — ткань "винилискожа".

Цвет обивочных материалов выбирается в зависимости от цвета наружной окраски автомобиля.

Обивка потолка съемная, подвешена на специальных металлических дугах, концы которых входят в отверстия на боковой стороне крыши. Дуги, выполненные из стальной проволоки, осуществляют натяжку обивки потолка по форме крыши. Крепление обивки потолка с боков, в передней и задней частях кузова осуществляется при помощи клея.

Панели дверей, боковин и задней полки облицованы кожзаменителем, наклеенным на панели из водонепроницаемого картона.

Пол кузова покрыт термошумоизоляционным картоном, поверх которого укладываются специальные резиновые коврики.

Кроме специальных обивочных материалов и ковриков, все внутренние стороны наружных панелей кузова покрыты мастикой № 579 и 580, благодаря которой предотвращается коррозия металла, уменьшается вибрация и создается теплошумоизоляция кузова.

 


Страница 3 из 4


Какая у вас модель?