Ремонт и эксплуатация автомобилей ЗАЗ, Таврия

техническая документация для автолюбителя

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная ЗАЗ-968М "Запорожец" Двигатель ЗАЗ-968М Картер двигателя ЗАЗ-968М "Запорожец"

Работая в офисе вы можете дополнительно зарабатывать, при этом не отвлекаясь от своей основной деятельности! Начать зарабатывать можно без финансовых вложений и прямо сейчас! Вы хотите, чтобы ваши дети оплачивали расходы на мобильную связь сами? Установите им это приложение на их телефон или планшет!
Начать зарабатывать https://goo.gl/1VdPK3 !
В видео рассказано, как увеличить свой пассивный доход. Не стоит надеяться стать миллионером, но на карманные расходы хватит!


Картер двигателя ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

Картер двигателя (рис.5)  туннельного типа, отлит из магниевого сплава МЛ-5, является основной корпусной деталью двигателя. Сплошные боковые стенки вместе с передней, задней и внутренней поперечными перегородками придают картеру необходимую жесткость.

1 — крышка распределительных шестерен; 2 — трубка отсоса картерных газов; 3 — прокладка крышки; 4 — заглушка; 5 — прокладка штуцера; 6 — штуцер подвода масла к радиатору; 7 — штуцер для отвода масла; 8, 9 — гайка и шайба крепления головки цилиндров; 10, 11, 12 — шпильки; 13 — картер двигателя; 14 — прокладка масляного картера; 15 — картер масляный; 16 — рым подъемный; 17 — штифт установочный; 18 — головка цилиндров; 19 — заглушка.

В задней стенке картера имеется расточка для установки привода прерывателя-распределителя зажигания и масляного насоса, которые приводятся от шестерни, выполненной на распределительном валу двигателя (передаточное отношение 1:1). С левой стороны картера находятся два продольных канала: для отвода масла от масляного насоса к центробежному маслоочистителю и для подвода масла к подшипникам коленчатого вала.

В верхней части картера расточены четыре отверстия, расположенные попарно под углом 90°, в которые устанавливаются цилиндры. Цилиндры и головки цилиндров крепятся шпильками, ввернутыми в картер.

Средняя опора коленчатого вала — разъемная — из двух половин, крепится к картеру коленчатого вала двумя вертикально расположенными болтами (рис.6).

Передний и задний коренные подшипники коленчатого вала неразъемные. Задний запрессован непосредственно в стенку картера и фиксируется стопором, а передний — в переднюю опору и фиксируется штифтом. Коренные подшипники коленчатого вала изготовлены из' специального алюминиевого сплава. Выше расточек под коренные подшипники в средней, передней и задней стенках картера расточены опоры под распределительный вал.

В восьми расточенных приливах картера установлены толкатели.

Цилиндры с оребренной наружной поверхностью отлиты из чугуна, взаимозаменяемые. Диаметр цилиндра 76 +002.-0,01 мм

Для обеспечения монтажного зазора между поршнями и цилиндром в пределах 0,05-0,07 мм цилиндры по диаметру сортируются на три размерные группы.

Размерные группы цилиндров различаются по цветовой маркировке, нанесенной на верхнем ребре.

Размерные группы цилиндров и поршней

Группа

Цветовой индекс

Диаметр, мм

Цилиндра

Поршня

А

Красный

75,99-76,00

75,93-75,94

Б

Желтый

76,00-76,01

75,94-75,95

В

Зеленый

76,01-76,02

75,95-75,96

При увеличении диаметра цилиндров (износ) от номинального размера более чем на 0,08 мм их необходимо обработать под ремонтный размер поршней (в запасные части поступают поршни одного ремонтного размера — увеличенные на 0,20 мм).

Цилиндры на двигателе установлены так, что плоские длинные ребра первого и третьего обращены в сторону крышки распределительных шестерен, а второго и четвертого — в сторону маховика.

Поршни изготовлены из жаропрочного алюминиевого сплава, луженые, имеют плоское днище.

На головке поршня проточены три канавки под поршневые кольца: две верхние — под компрессионные, нижняя — для стального маслосъемного кольца.

Юбка поршня имеет форму эллипсного конуса, большое основание которого расположено у нижнего края юбки, а наибольшая ось эллипса лежит в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца.

Для обеспечения монтажного зазора между поршнем и цилиндром в пределах 0,05-0,07 мм поршни подбираются по цилиндрам согласно их размерных групп.

Ремонтные размеры цилиндров и поршня

Группа

Диаметр юбки поршня (ремонтного размера), мм

Диаметр цилиндров после ремонта, мм

Зазор, мм

А

76,13-76,14

76,19-76,20

0,05-0,07

Б

76,14-76,15

76,20-76,21

0,05-0,07

В

76,15-76,16

76,21-76,22

0,05-0,07

Литер группы, определяющий номинальный диаметр и действительный размер ремонтного увеличения, наносится на наружной поверхности днища поршня. На днище поршня наносится также стрелка для правильного расположения смещения оси поршневого пальца при монтаже. Стрелка должна быть обращена в сторону шкива вентилятора.

По диаметру отверстия под палец поршни сортируются на четыре размерные группы, обозначенные краской на бобышке поршня.

Размеры пальцев поршней и отверстий под них.

Группа

Цветовой индекс

Диаметр под палец поршня, мм

Наружный диаметр поршневого пальца, мм

1

Красный

21,9875-21,9900

21,9900-21,9925

2

Желтый

21,9900-21,9925

21,9925-21,9950

2

Зеленый

21,9925-21,9950

21,9950-21,9975

4

Белый

21,9950-21.9975

21,9975-22.0000

Поршневые пальцы — стальные, плавающие,заклеенные и полированные. Диаметр пальца 22 мм, длина — 65,6 мм.

От осевого перемещения пальцы фиксируются пружинными стопорными кольцами.

Пальцы изготовлены с высокой точностью и сортируются на четыре группы по наружному диаметру.

Обозначение размерной группы наносится на внутренней поверхности, и шатун комплектуют из деталей только одной размерной группы. Этим обеспечивается натяг между пальцем и поршнем в пределах от нуля до 0,005 мм и зазор между пальцем и шатуном 0,002-0,007 мм (при температуре 20°С).

Во избежание задиров на сопрягаемых поверхностях сборка пальца с поршнем должна производиться только при нагреве поршня до температуры 50-75°С.

Поршневые кольца — по три кольца на каждом поршне, два компрессионных из специального чугуна. Верхнее — хромированное с тупыми кромками, нижнее — фосфатированное с острыми кромками. На его наружной поверхности выполнена прямоугольная фаска. При постановке на поршень кольцо устанавливается фаской вниз.

Маслосъемное кольцо стальное, состоящее из 4-х элементов, двух стальных дисков, осевого и радиального расширителей.

Монтажный зазор в замке колец, сжатых в цилиндре, должен быть 0,25-0,55 мм для компрессионных и 0,9-1,5 мм для дисков маслосъемных колец. Расположение замков колец показано на рисунке.

Шатуны — стальные, кованые, двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. По размеру диаметра втулки шатун маркируется у головки цветовым индексом.

Нижняя головка шатуна разъемная, с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами. Крышка нижней головки шатуна не взаимозаменяема. При сборке крышки со стержнем шатуна цифры на их приливах у разъема нижней головки (указывающие номер цилиндра) должны располагаться с одной стороны. Гайки шатунных болтов затягиваются моментом 5,0-5,6 кгс-м и стопорятся.

Стопорение производится стопорными шайбами с поворотом их на 1,5-2 грани после соприкосновения с основными.

На стержне шатуна нанесен номер детали. При установке на двигатель шатун должен быть обращен номером в сторону вентилятора. Разница в массе шатунов, установленных на двигатель, не должна превышать 12г.

 


Какая у вас модель?