Gts car rental dubai, panamera gts- img на сайте easycarhire24.com.
 

Ремонт и эксплуатация автомобилей ЗАЗ, Таврия

техническая документация для автолюбителя

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная ЗАЗ-968М "Запорожец"

Работая в офисе вы можете дополнительно зарабатывать, при этом не отвлекаясь от своей основной деятельности! Начать зарабатывать можно без финансовых вложений и прямо сейчас! Вы хотите, чтобы ваши дети оплачивали расходы на мобильную связь сами? Установите им это приложение на их телефон или планшет!
Начать зарабатывать https://goo.gl/1VdPK3 !
В видео рассказано, как увеличить свой пассивный доход. Не стоит надеяться стать миллионером, но на карманные расходы хватит!


Ремонт и эксплуатация автомобиля ЗАЗ-968М

Техническая характеристика ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

Число мест (включая место водителя) 4-5

Масса автомобиля сухая (без полезной нагрузки, масла, топлива, запасного колеса, комплекта инструментов, деталей и узлов системы отопления кузова, кг 750

Масса снаряженного автомобиля, кг

без нагрузки 800

с полной нагрузкой 1200

Распределение массы снаряженного автомобиля с полной нагрузкой на оси, кг

Переднюю 300

Заднюю 900

Допустимая масса перевозимого груза в багажном отделении кузова, кг, не более 50

Габаритные размеры (номинальные), мм

Длина 3765

Ширина 1490

высота (без нагрузки) 1400

Колея передних колес, мм 1240

Колея задних колес, мм 1226

Дорожный просвет (под поперечиной

крепления двигателя при полной нагрузке), мм 185

Углы свеса (с полной нагрузкой), град

Передний 31

Задний 26

Наименьший радиус поворота (по следу переднего наружного колеса), м 5,3

Наибольшая скорость на горизонтальном участке ровного сухого

шоссе с одним пассажиром, км/ч 120

Путь торможения автомобиля на сухом горизонтальном участке ровной дороги с полной нагрузкой со скоростью 80 км/ч до полной остановки при применении рабочей тормозной системы, м, не более 43,2

Время разгона автомобиля до скорости 100 км/ч с места с переключением передач на горизонтальном прямом участке шоссе с водителем и пассажиром, с 32

Применяемое топливо (бензин автомобильный) А-76

Эксплуатационный расход топлива на 100 км пути, после обкатки

(при установке на двигатель карбюратора К-133) при скорости движения 90 км/ч 6,5

в городском режиме 9,5

1 — отопитель; 2 — передняя подвеска; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — звуковой сигнал; 5 — передний бампер; 6 — указатель поворота; 7 — фара; 8 — кузов; 9 — передние сиденья; 10 — спинка и подушка заднего сиденья; И — топливный бак; 12 — поперечина передней опоры силового агрегата; 13 — запасное колесо 14 — задний фонарь; 15 — приемная камера; 16 — задний бампер; 17 — двигатель; 18 — пружина и амортизатор задней подвески; 19 — тормозной барабан заднего колеса; 20 — полуось; 21 — рычаг задней подвески; 22 — коробка передач и главная передача; 23 — бачок стеклоомывателя; 24 — питательный бачок главного цилиндра выключения сцепления; 25 — питательный бачок главного цилиндра тормозов; 26 — главный цилиндр тормозов; 27 — главный цилиндр выключения сцепления; 28 — пружина и амортизатор передней подвески; 29 — тормозной барабан переднего колеса; 30 — рулевой механизм; 31 — повторитель указателя поворота.

 

Органы управления и контрольно-измерительные приборы ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

Расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов обеспечивает удобное и простое пользование ими, а также хороший обзор показаний приборов (рис. 2).

Автомобиль оборудован комбинацией приборов типа КП-214В. В комбинацию приборов входят:

1. Спидометр, имеющий стрелочный указатель скорости индукционного типа с предельным измерением до 160 км/ч и суммарный счетчик пройденного пути с предельным измерением до 99 999,9 км.

2. Приемник указателя уровня топлива дистанционного типа, электромагнитного принципа действия, работающего в комплексе с соответствующим датчиком, установленным на топливном баке автомобиля.

3. Приемник указателя температуры масла с пределами измерения от 40 до 120°С, работающего в комплексе с датчиком, установленным в системе смазки двигателя.

Слева направо на комбинации приборов расположены контрольные лампы следующих приборов.

1. Контрольная лампа работы генератора (красный светофильтр) загорается при включении зажигания.

2. Контрольная лампа работы отопителя (зеленый светофильтр) загорается при включении отопителя через 45-60 с.

3. Контрольная лампа указателя поворотов (зеленый светофильтр) при включении указателя поворота дублирует мигающий свет в фонарях.

4. Контрольная лампа включения дальнего света фар автомобиля (синий светофильтр).

5. Контрольная лампа аварийной сигнализации о неисправности гидравлических тормозов (красный светофильтр) загорается при выходе из строя одного из контуров передних и задних тормозов.

6. Контрольная лампа аварийного давления , масла (красный светофильтр) загорается при включении зажигания.

Контроль за исправным действием обоих контуров раздельного привода тормозов осуществляется по контрольной лампе 34 с красным светофильтром, которая при нажатии на педаль тормоза загорается и тут же гаснет. Если неисправен один из контуров, то при торможении лампа продолжает гореть до тех пор, пока не будет отпущена педаль.

Управление двигателем и коробкой передач производится: включателем замка зажигания и стартера 24, педалью 20 привода дроссельной заслонки карбюратора, кнопкой 17 управления воздушной заслонкой карбюратора, педалью 23 выключения сцепления и рычагом 16 переключения передач. Положения рычага переключения передач при соответствующих передачах показаны на рисунке.

Включатель 24 замка зажигания и стартера из исходного положения III (стоянка) может быть с помощью ключа установлен в одном из следующих положений (по часовой стрелке):

О — выключается противоугонное устройство. Если противоугонное устройство было включено, то для предотвращения поломки ключа следует, слегка поворачивая рулевое колесо вправо-влево, добиться его свободного поворачивания;

I — замыкаются цепи зажигания и включаются контрольно-измерительные приборы;

II — включается стартер, положение не фиксируется. Ключ нужно удерживать рукой до запуска двигателя. При ослаблении зажима на ключ он возвращается в положение I под действием усилия пружины, находящейся внутри замка.

Для включения проти воугонного устройства необходимо вынуть ключ из положения III (стоянка) и слегка повернуть рулевое колесо в обоих направлениях, чтобы оно зафиксировалось.

Контроль за работой генератора осуществляется с помощью лампы 36, снабженной красным светофильтром. Лампа загорается в момент включения зажигания, а после пуска двигателей гаснет. Если лампа горит при работе двигателя, это свидетельствует о неисправности генератора.

Контроль за давлением масла осуществляется лампой 30 с красным светофильтром. Лампа загорается при включении зажигания, а после пуска — гаснет. Горение лампы на режиме работы двигателя выше малых оборотов указывает на неисправность смазки системы.

Контроль за тепловым режимом работы двигателя осуществляется по указателю температуры масла 29. При включении зажигания стрелка прибора устанавливается левее деления 40. Нормальная температура масла работающего двигателя должна быть в пределах 70-110°С.

Управление светом фар и наружным габаритным освещением осуществляется включателем 25. В положении I включателя включаются фары, габаритный свет, освещение приборов. В зависимости от перевода рычага 2 вверх или вниз (три положения) будут включены фары, ближний свет, дальний свет. При включенном дальнем свете фар загорается лампа 32 с синим светофильтром.

Рычаг включения стеклоочистителя имеет три положения:

I — выключено; II — включена малая скорость; III — включена большая скорость (перемещение щеток).

При аварийной или вынужденной остановке для сигнализации окружающему транспорту служит выключатель 27. При его перемещении в положение I включаются и мигают все указатели поворота и контрольная лампа на выключателе.

1 — рычаг переключателя указателей поворота; 2 — рычаг переключателя света фар; 3 — рулевое колесо; 4 — кнопка включения звукового сигнала; 5 — комбинация приборов; 6 — противосолнечный козырек; 7 — кнопка включателя отопителя; 8 — рычаг переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя; 9 — рукоятка для настройки часов; 10 — электрические часы; 11 — пепельница; 12 — зеркало заднего вида; 13 — ящик для мелких вещей; 14 — патрон включения переносной лампы; 15 — рукоятка управления заслонками отопителя; 16 — рычаг переключения передач; 17 — кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора; 18 — рычаг стояночного тормоза; 19 — рукоятка управления подачи горячего воздуха; 20 — педаль привода дроссельной заслонки карбюратора; 21 — кнопка привода вентиляционного люка; 22 — педаль привода ножного тормоза; 23 — педаль выключения сцепления; 24 — выключатель замка зажигания и стартера; 25 — выключатель наружного освещения; 26 — рукоятка привода замка крышки багажника; 27 — включатель сигнализации аварийного состояния автомобиля или вынужденной его остановки; 28 — указатель уровня бензина; 29 — указатель температуры масла в двигателе; 30 — контрольная лампа аварийного давления масла; 31 — контрольная лампа аварийной сигнализации тормозов; 32 — контрольная лампа дальнего света; 33 — спидометр;34 — контрольная лампа указателя поворотов; 35 — контрольная лампа работы отопителя; 36 — контрольная лампа работы генератора.



 

Двигатель ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

Двигатели МеМЗ-968Э, МеМЗ-968ГЭ, МеМЗ-968БЭ карбюраторные, четырехтактные верхнеклапанные, V-образные с рабочим объемом 1197 см3, с уравновешивающим механизмом имеют четыре отдельных цилиндра, укрепленных на картере попарно под углом 90° (рис. 3).

Охлаждение двигателя воздушное, от осевого вентилятора, расположенного в развале цилиндров.

Для всех трех двигателей базовой моделью является двигатель МеМЗ-968Э (41 л. с.). Двигатель МеМЗ — 968ГЭ (45 л. с.) отличается от базового двигателя установкой новой конструкции двухкамерного карбюратора типа ДААЗ 2101-20, а также новым выпускным патрубком. Двигатель МеМЗ-968БЭ (50 л. с.) отличается теми же элементами, что и двигатель 45 л. с. и дополнительной конструкцией новых головок цилиндров с уменьшенным объемом камер сгорания.

Для двигателя мощностью 41 и 45 л. с. применяется бензин А-76, а для двигателя 50 л. с. — АИ-93. Двигатели МеМЗ-Д68Э и МеМЗ-968ГЭ имеют степень сжатия 7,2, а для МеМЗ-968БЭ — 8,4.

Цилиндры и головки цилиндров двигателя имеют оребренную поверхность для увеличения площади охлаждения.

Компоновка двигателя отличается простотой и удобством обслуживания. Все узлы двигателя, требующие регулировки или ухода, установлены в легкодоступных местах.

Однокамерный карбюратор обеспечивает высокую приемистость, экономичность, уверенный

пуск и равномерную работу двигателя сразу же после пуска. При нормально заряженной аккумуляторной батарее, правильной регулировке системы зажигания и применении зимнего масла двигатель без подогрева пускается от стартера с первой-второй попытки при температуре окружающей среды до -15°С.

Смазочная система двигателя имеет полнопоточный механический центробежный маслоочиститель, через который проходит все масло двигателя. Масло для двигателя имеет комплекс присадок, обеспечивающих хорошие смазывающие свойства, стойкость против окисления и возможность работы в широком диапазоне температур.

Нумерация цилиндров ведется от вентилятора: с левой стороны первый и второй, с правой — третий и четвертый. Порядок работы цилиндров 1-3-4-2.

1 — храповик; 2 — маслоотражатель; 3 — манжета коленчатого вала; 4 — крышка центробежного маслоочи-стителя; 5 — колесо балансирного вала; 6 — подшипник балансирного вала; 7 — упорная шайба; 8 — втулка балансирного вала; 9 — колесо привода распределительного вала; 10 — фланец упорный; 11 — генератор; 12 — кожух верхний; 13 — впускная труба; 14 — прокладка карбюратора; 15 — проставка карбюратора; 16 — карбюратор; 17 — распределитель зажигания; 18 — масляный картер; 19 — картер двигателя; 20 — маховик; 21 — масляный насос; 22 — маслоприёмник; 23 — средняя опора; 24 — вкладыш среднего подшипника; 25 — передняя опора; 26 — подшипник передней опоры; 27 — прокладка крышки распределительных шестерен; 28 — зубчатое колесо привода распределительного вала; 29 — вал балансирного механизма; 30 — зубчатое колесо привода балансирного вала; 31 — крышка распределительных шестерен; 32 — корпус центробежного маслоочистителя; 33 — прокладка крышки центробежного маслоочистителя; 34 — маслоотражатель; 35 — болт крепления центробежного маслоочистителя.



 

Техническая характеристика двигателя ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

Модели МеМЗ-968Э, МеМЗ-968ГЭ, МеМЗ-968БЭ Тип Четырехконтактный, карбюраторный с верхним расположением клапанов, воздушного охлаждения Число и расположение цилиндров 4 (V-образное)

Диаметр цилиндра, мм 76

Рабочий объем цилиндров, л 1,197

Степень сжатия (номинальная) 7,2 - 8,4

Мощность номинальная, 41 л. с 45 - 50

Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин 4400 - 4500

Крутящий момент максимальный (при об/мин), кгс-м 7,8 (3500) - 8,3 (3600)

Минимальная частота вращения коленчатого вала при работе на холостом ходу, об/мин.. 1000

Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

Удельный расход топлива (минимальный), г/л-с-ч 260 - 245 - 238

Силовой агрегат представляет собой компактную конструкцию и крепится к автомобилю на трех опорах (рис. 4). Передняя опора представляет собой сварную фигурную поперечину, прикрепленную к картеру сцепления.

1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — главная передача; 4 — коробка передач; 5 — поперечина передняя; 6 — болт крепления верхней подушки; 7 — подушка верхняя; 8 — болт крепления задней поперечины с подушками; 9 — кронштейн; 10 — подушка верхняя; 11 — поперечина задняя; 12 — подушка нижняя; 13 — втулка; 14 — шайба и гайка крепления задней поперечины


Поперечина с помощью двух кронштейнов и амортизирующих резиновых подушек крепится к стенке моторного отсека автомобиля. Эти опоры несут основную статическую и динамическую нагрузки, передаваемые им силовым агрегатом.

Поперечина задней опоры размещена под кузовом, и на ней с помощью кронштейна с амортизирующими подушками силовой агрегат крепится за заднюю крышку коробки передач. Задняя опора силового агрегата воспринимает незначительную нагрузку, но при разгоне и торможении автомобиля фиксирует силовой агрегат в продольном направлении.

Для уменьшения шума от угловых и продольных перемещений силового агрегата в салоне автомобиля опоры конструктивно выполнены так, что исключается возможность контакта их с металлическими деталями кузова.


 

Головка цилиндров двигателя ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

Головка цилиндров — имеет развитые ребра охлаждения, отливается из алюминиевого сплава, взаимозаменяема, общая на два цилиндра. В головку запрессованы металлокерамические втулки клапанов и седла клапанов, выполненные из специального чугуна.

Перед установкой направляющих и седел клапанов головка должна быть нагрета до 190-210°С. В головку запрессованы также кожухи штанг и маслосливная трубка. Головка имеет два разделительных впускных канала, по одному на каждый цилиндр, и два выпускных канала, расположенных со стороны свечей зажигания. В расточки выпускных каналов запрессованы патрубки с плоскими фланцами для крепления выпускных труб. Затяжка гаек крепления головки цилиндров производится только на холодном двигателе в два приема предварительным моментом 1,6-2 кгс-м и окончательным 4,0-5,0 кгс-м.

Гайки необходимо затягивать и отвертывать только торцовым ключом с наружным диаметром головки не более 23 мм.

Головки цилиндров двигателей МеМЗ-968Э и МеМЗ-968ГЭ от головок цилиндров двигателя МеМЗ-9б8БЭ отличаются объемом камеры сгорания.

На двигателях МеМЗ-968Э и МеМЗ-968ГЭ объем камеры сгорания 41,2-43,7 см3, а на двигателе МеМЗ-9б8БЭ - 33,25-35,75 см3.

Для их отличия в верхней части головки цилиндров отлит номер детали, 968-1003015Б — для двигателей МеМЗ-968Э и МеМЗ-968ГЭ и 968А-1003015-Б — для двигателя МеМЗ-9б8БЭ.

Поршни. При визуальном осмотре поршней особенно тщательно надо осмотреть их на отсутствие трещин. При наличии трещин — поршень заменить.

Глубокие натиры и следы задиров или прихватов — зачистить.

Для замены поршней в качестве запасных частей выпускаются поршни нормального и одного ремонтного размеров с подобранными поршневыми пальцами и стопорными кольцами. Поршни ремонтных размеров увеличены по наружному диаметру на 0,20 мм против номинальных.

Поршневые кольца являются ответственными деталями двигателя. Их техническое состояние в большей мере определяет общее техническое состояние двигателя и его эксплуатационные показатели.

Следует учитывать, что при работе двигателя с сильно изношенными кольцами резко повышается износ деталей двигателя, так как при этом ухудшаются условия смазки цилиндров и поршней из-за пропусков газа в картер; разжижается и окисляется масло в картере.

Перед проверкой поршневые кольца тщательно очистить от нагара и липких отложений, а затем промыть. Основная проверка заключается в определении теплового зазора в замке поршневого кольца, вставленного в цилиндр. Поршневое кольцо при этом вставляют в цилиндр, проталкивая его донышком поршня на глубину 8-10 мм. Зазор в стыке кольца не должен превышать 1,5 мм.

Проверяется также приработка поршневого кольца по цилиндру. При наличии следа прорывов газов поршневое кольцо подлежит замене.

Поршневые кольца поставляются в запасные части нормального и одного ремонтного размеров комплектами на один двигатель.

Кольца ремонтного размера отличаются от колец номинального размера наружным диаметром, увеличенным на 0,20 мм, и устанавливаются только на ремонтные поршни при расшлифовке цилиндров на соответствующий размер.

Перед установкой очистить поршневые кольца от консервации и тщательно промыть, затем подобрать их для каждого цилиндра.

Установку колец начинают с нижнего маслосъемного кольца; в нижнюю канавку устанавливаются два диска радиального и осевого расширителя.

Затем устанавливают нижнее компрессионное кольцо и верхнее. При установке нижнего компрессионного кольца прямоугольная фаска, выполненная на наружной поверхности, должна быть обращена вниз.

Смазать поршни и поршневые кольца маслом и еще раз проверить легкость перемещения колец в канавках.

Поршневые пальцы редко заменяются без замены поршней, так как их износ, как правило, очень мал. Поэтому в запасные части поставляются поршни в комплекте с поршневыми пальцами, подобранные по цветовой маркировке, нанесенной на бобышке поршня и внутренней поверхности пальца (в комплект входят также стопорные кольца). Маркировка обозначает одну из четырех размерных групп, отличающихся друг от друга на 0,0025 мм.

Запрещается устанавливать поршневой палец в новый поршень другой размерной группы, так как это приводит к деформации поршня и возможен его задир.

Новый поршневой палец подбирается по втулке верхней головки шатуна по цветовой маркировке четырех размерных групп. На шатуне маркировка наносится краской у верхней головки.

Сопряжение новых поршневых пальцев с втулками шатунов проверяется проталкиванием тщательно протертого поршневого пальца в насухо протертую втулку верхней головки шатуна с небольшим усилием. Ощутимого люфта при этом не должно быть. Для достижения такого сопряжения допускается устанавливать детали смежных размерных групп.

Шатуны проверяются визуальным осмотром на отсутствие забоин, трещин, вмятин; состояние поверхностей и размеры подшипников нижней и верхней головок шатуна, параллельность осей нижней и верхней головок.

При отсутствии существенных механических повреждений мелкие забоины и вмятины могут быть аккуратно зачищены, и шатун будет годен для дальнейшей работы. При наличии значительных механических повреждений или трещин шатун подлежит замене.

Болты шатуна не должны иметь даже незначительных следов вытягивания; по всей цилиндрической поверхности болта размер должен быть одинаковым.

Резьба шатунного болта не должна иметь вмятин и следов срыва. Постановка болта шатуна для дальнейшей работы даже с незначительными дефектами не допускается, так как это может привести к обрыву болта шатуна и вследствие этого - к тяжелой аварии. Подшипник верхней головки шатуна представляет собой бронзовую втулку из ленты толщиной 1 мм. Износостойкость ее, как правило, высокая, и потребность в замене даже при капитальном ремонте возникает редко. Однако, в аварийных случаях, при наличии прихватов или задиров, втулку выпрессовывают и заменяют новой. В запасные части поставляется свернутая из ленты заготовка, которая запрессовывается в верхнюю головку шатуна, а затем прошивается гладкой брошью в размер 21,300-21,330 мм.

Вкладыши коренных шатунных подшипников.

При решении вопроса о необходимости замены вкладышей подшипников следует иметь в виду, что диаметральный износ вкладышей и шеек коленчатого вала не всегда служит определяющим критерием. В процессе работы двигателя в антифрикционный слой вкладышей вкрапливается значительное количество твердых частиц продуктов износа деталей, абразивных частиц, засасывамых в цилиндры двигателя с воздухом, и т.д. Поэтому такие вкладыши, имея часто незначительный диаметральный износ, способны вызвать в дальнейшем ускоренный и усиленный износ шеек коленчатого вала. Следует также учитывать, что шатунные подшипники работают в более тяжких условиях, чем коренные. Интенсивность их износа несколько превышает интенсивность износа коренных подшипников. Таким образом, к решению вопроса о замене вкладышей необходим дифференцированный подход в отношении коренных подшипников. Во всех случаях удовлетворительного состояния поверхности вкладышей коренных подшипников критерием необходимости замены служит величина диаметрального зазора в подшипнике. При оценке состояния вкладышей осмотром следует иметь в виду, что поверхность антифрикционного слоя считается удовлетворительной , если на ней нет задиров, выкрашиваний антифрикционного сплава и вдавленных в сплав инородных материалов.

Коленчатый вал. Снятый с двигателя коленчатый вал (рис. 14) тщательно промыть, обратив внимание на очистку внутренних масляных полостей. Продуть их сжатым воздухом. Затем осмотреть состояние коренных и шатунных шеек коленчатого вала на отсутствие грубых рисок, надиров, следов прихвата или повышенного износа. Осмотреть также состояние штифтов, фиксирующих положение маховика — они не должны быть деформированы; проверить, нет ли трещин на торце коленчатого вала у основания штифтов. Проверить сохранность резьбы под болт маховика и болт крепления корпуса центробежного маслоочистителя.

При нормальном состоянии коленчатого вала по результатам осмотра его годность к дальнейшей эксплуатации определятся замером коренных и шатунных шеек.

Сальники коленчатого вала. После длительной эксплуатации двигателя сальники коленчатого вала требуют замены. В случае разборки двигателя с малым пробегом, не требующим снятия коленчатого вала, сальники необходимо тщательно осмотреть.

При наличии на рабочей кромке даже незначительных трещин или надрывов, следов отслоения от арматуры, затвердевания материала или деформации — сальники заменить.

При установке сальников на перешлифованную ступицу маховика или корпус центробежного маслоочистителя нужно укоротить пружину сальника на 1 мм.

После запрессовки сальника его рабочую кромку смазать смазкой № 158 или Литолом-24.

 

Газораспределительный механизм двигателя ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

Газораспределительный механизм (рис. 8) верхнеклапанный, состоит из шестерен, распределительного вала и балансирного механизма, толкателей и штанг, коромысел и клапанов.

1 — вал распределительный; 2 — вал балансирный; 3 — фланец упорный; 4 — втулка пружинная; 5 — зубчатое колесо распределительного вала ведомое; 6 — гайка-кулачок привода топливного насоса; 7 — зубчатое колесо балансирного вала ведомое; 8 — втулка; 9 — шайба упорная; 10 — шпонка; 11 — крышка вала; 12 — прокладка; 13 — противовес; 14 — пружина; 15 — выступ (метка) смещенного отверстия на крышке центробежного маслоочистителя; 16 — крышка распределительных шестерен; 17 — крышка (шкив); А — установочные метки.

Распределительный вал — трехопорный, на переднем конце вала на шпонке устанавливается текстолитовая шестерня привода всего механизма. Фиксируется шестерня специальной гайкой с торцевым шлицем, являющаяся одновременно эксцентриковым кулачком привода бензинового насоса. На заднем конце вала, на продолжении третьей опоры шейки, выполнена винтовая шестерня для привода распределителя зажигания и масляного насоса.

С обеих сторон, во внутрь распределительного вала, запрессованы втулки для балансирного вала и противовеса. Опорами распределительного вала являются отверстия, обработанные под размер вала в теле картера двигателя.

Балансирный механизм — (шестерни, вал и противовес) приводится во вращение парой косозубых шестерен. Для правильной установки фаз газораспределения и балансирного механизма на шестернях выбиты метки "О", которые при сборке должны быть совмещены.

Толкатели — плунжерного типа , стальные, с наплавленными торцами (рис. 9). Толкатели выпускных клапанов первого и третьего цилиндров (первая пара со стороны вентилятора) имеют четыре отверстия на цилиндрической поверхности: одно — вверху для выема толкателя, второе — в проточке для подвода масла через штанги в головку цилиндров к коромыслам и два — внизу для слива масла, стекающего по кожухам штанг толкателей из головки.

Вставка толкателей имеет центральное и боковое сверления. Все остальные толкатели не имеют вставок и проточек по наружному диаметру.

1 — втулка направляющая; 2 — тарелка клапана; 3 — сухарь стопорный; 4 — наконечник (только для впускных клапанов); 5 — пружина малая; 6 — шайба опорная; 7 — гнездо впускного клапана; 8 — впускной клапан; 9 — выпускной клапан; 10 — гнездо выпускного клапана; 11 — пружина большая; 12 — трубка слива масла; 13 — уплотнитель трубки; 14 — пружина уплотнителя; 15 — толкатель двух выпускных клапанов (первая пара цилиндров со стороны вентилятора); 16 — толкатели остальных клапанов; 17 — наконечник штанги для толкателя 15; 18 — уплотнитель кожуха; 19 — шайба уплотнителя; 20 — штанга для толкателя 15; 21 — кожух штанги; 22 — наконечник штанги; 23 — штанга для остальных толкателей; 24 — наконечник штанги 23; 25 — шпилька; 26 — сухарь; 27, 38 — гайка; 28 — заглушка; 29 — шплинт; 30 — шайба; 31, 32, 33 — распорные втулки; 34 — валик коромысел; 35 — коромысло левое; 36 — коромысло правое; 37 — винт регулировочный.

Штанги толкателей — дюралюминиевые трубки с напрессованными стальными наконечниками. В наконечниках просверлены отверстия для прохода смазки.

Штанги толкателей выпускных клапанов 1 и III цилиндров короче и имеют длину 208,9-210,2 мм. При монтаже их нельзя путать с другими штангами. Длина остальных шести штанг 223,9-225,2 мм.

Коромысла клапанов стальные, литые, с регулировочным винтом и контргайкой. Различают правое и левое коромысла.

Валик коромысел клапанов — стальной, полый, с проточками по наружному диаметру под коромыслами клапанов и отверстиями в них для подвода и слива масла.

Клапаны подвесные, расположены в головке цилиндров. Диаметр впускного клапана — 34 мм, а выпускного — 32 мм.

Рабочая фаска выпускных клапанов имеет специальную наплавку. Угол наклона рабочей фаски клапанов — 45°.

На стержни выпускных клапанов сверху надеты наконечники высокой твердости, так как выпускные клапаны изготовлены из некалящейся жаропрочной стали. Каждый клапан имеет по две пружины — малую и большую.

Проверка и регулировка зазоров в механизме привода клапанов производится на холодном двигателе.

При регулировке ни в коем случае не следует уменьшать зазоры против нормы. Уменьшение зазоров вызывает неплотную посадку клапанов, падение мощности двигателя и прогар клапанов.

Кожухи штанг и маслосливная трубка представляют собой стальные трубки, запрессованные в головку цилиндров.

Уплотнение кожухов штанг на картере двигателя производится резиновыми уплотнителями, которые поджимаются пружинами. Маслосливная трубка уплотняется резиновой прокладкой. Резиновые уплотнения устанавливаются вместе с головками цилиндров.

Крышка распределительных шестерен выполнена из магниевого сплава, фиксируется на картере коленчатого вала двумя контрольными штифтами и крепится болтами по контуру. С правой стороны крышки крепится топливный насос, слева — маслозаливная горловина. В верхней части крышки имеются приливы для крепления направляющего аппарата вентилятора.

В центре крышки под гнездом шарикового подшипника имеется карман, в который запрессована трубка отсоса картерных газов.

С внутренней стороны карман закрыт маслоотражателем, который крепится двумя винтами. При его установке выштамповка для слива масла направляется вниз. Для снятия крышки распределительных шестерен необходимо снять бензонасос, проставку и направляющую штанги.

Рабочий цикл двигателя осуществляется за два оборота коленчатого вала, следовательно, каждый такт происходит за пол-оборота (180°) коленчатого вала.

Последовательность чередования одноименных тактов или порядок работы двигателя 1-3-4-2 выбран из условий обеспечения равномерности вращения и уравновешенности коленчатого вала двигателя. Впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск в определенной последовательности и продолжительности осуществляется правильной установкой фаз газораспределения.

Из диафрагмы фаз газораспределения видно, что впуск рабочей смеси в цилиндр начинается до прихода поршня в ВМТ на расстоянии, соответствующем 20° поворота коленчатого вала до ВМТ. Закрывается клапан тогда, когда поршень пройдет НМТ и начнет движение вверх на расстоянии, соответствующем 60° поворота коленчатого вала после НМТ. Таким образом, впуск происходит за время поворота коленчатого вала на 260°.

Выпускной клапан открывается до прихода поршня в НМТ на расстоянии, соответствующем 60° поворота коленчатого вала до НМТ. Выпуск продолжается и после прохождения поршнем ВМТ, т. е. когда коленчатый вал повернется еще на 20°. Таким образом, продолжительность впуска составляет также 260°.

Для правильной установки фаз газораспределения и балансирного механизма на шестернях распределительного вала и балансирного механизма набиты метки "О", которые при сборке должны быть совмещены.

Для правильной установки момента зажигания на корпусе и крышке центробежного маслоочистителя нанесены установочные метки: МЗ — момент зажигания и ВМТ — для регулировки (установки) зазора между клапанами и коромыслами. Эти метки, при выполнении соответствующих работ, должны быть совмещены с выступом на крышке распределительных шестерен. Для предотвращения неправильной установки меток ВМТ и МЗ, нанесенных на крышке (относительно корпуса), одно из шести отверстий смещено и обозначено меткой (см. поз. 15 на рис. 8).

При выполнении разборочно-сборочных операций и при техническом обслуживании гайки крепления головок цилиндров затягивают на холодном двигателе в два приема: предварительно моментом 1,6-2,0 кгс-м, окончательно — 4,0-4,5 кгс-м. Порядок затяжки гаек показан на рисунке.

 

Система смазки двигателя ЗАЗ-968М "Запорожец"

E-mail Печать PDF

Система смазки — комбинированная (рис. 10). Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного и балансирного валов, толкатели и валики коромысел; остальные детали — разбрызгиванием. Система смазки включает в себя масляный картер, приемник масляного насоса, масляный насос, центробежный маслоочиститель, масляный радиатор, систему подводящих и отводящих каналов, указатель уровня масла и маслозаливную горловину.

Масляный насос шестеренчатого типа смонтирован в отдельном корпусе из магниевого сплава, который крепится во внутренней полости картера коленчатого вала двумя шпильками. Редукционный клапан шариковый, выполненный в корпусе масляного насоса, срабатывает при давлении в масляной системе в пределах 5,5-7,5 кгс/см2; в эксплуатации не регулируется. От масляного насоса масло подается в переднюю опору и через передний коренной подшипник и полость вдоль переднего конца коленчатого вала — в центробежный маслоочиститель. Очищенное масло по внутренним полостям болта центробежного масло-очистителя и коленчатого вала поступает на смазку трущихся поверхностей и в масляный радиатор. Центробежный маслоочиститель является фильтром тонкой очистки масла. До него масло очищается только сеткой приемника масла. В процессе работы двигателя за счет центробежных сил от масла отделяются твердые частицы и оседают на стенках корпуса и крышки. Чугунный корпус установлен на носке коленчатого вала, фиксируется на шпонке и крепится вместе с маслоотражателем специальным болтом, момент затяжки 10-12,5 кгс-м. Крышка изготовлена из алюминиевого сплава, одновременно она используется как шкив привода вентилятора. Крепится крышка к корпусу шестью болтами через паронитовую прокладку. Для предотвращения неправильной установки меток ВМТ и МЗ, нанесенных на крышке, относительно корпуса одно из шести отверстий (обозначено меткой) смещено. В крышку вворачивается храповик для прово-рачивания коленчатого вала вручную.

Маслоприемник состоит из колпака с сеткой и маслоподводящей трубкой с фланцем. К масляному насосу маслоприемник крепится болтами. Уплотнение достигается резиновым кольцом.

Масляный радиатор включен в систему смазки параллельно через калиброванное отверстие в штуцере-жиклере. Радиатор состоит из секций и завихрителей, омываемых воздушным потоком. Крепится радиатор на картере в развале цилиндров на трех шпильках через проставки и уплотняется торцами двух резиновых колец, одетых на трубки. Радиатор представляет собой спаянные медью в защитной среде секции, штампованные из тонкой листовой стали, в которых установлены, для улучшения отвода тепла, специально выполненные завихрители, а между секциями установлены гофры. Проставка радиатора — штампованная, выполнена из листовой стали и является основной несущей деталью. К ней припаяны ограничительные тарелки и трубки, на которые одеваются уплотни-тельные резиновые кольца. При каждом снятии кожуха наружную часть радиатора необходимо продувать сжатым воздухом.

Вентиляция картера двигателя МеМЗ-968Э (мощностью 41 л. с.) закрытая, картерные газы из крышки распределительных шестерен через по-лихлоридную трубку отсасываются в неочищенную полость воздушного фильтра.Вентиляция картера двигателей МеМЗ-968ГЭ и МеМЗ-968БЭ (мощностью 45 и 50 л. с.) также закрытая. Картерные газы из крышки распределительных шестерен отсасываются через трубку в очищенную полость фильтра.Из воздушного фильтра картерные газы отсасываются карбюратором через горловину и дополнительно золотниковым устройством дроссельной заслонки карбюратора через трубку. Маслоотражатель, установленный в маслоуловителе воздушного фильтра, способствует конденсации масляных паров. Собравшееся масло в маслоуловителе фильтра стекает в прозрачную сливную трубку. В процессе эксплуатации при накоплении масла в прозрачной трубке ее надо снимать и сливать масло.Устройство вентиляции картера позволяет регулировать количество отсасываемых из картера газов в зависимости от режима работы двигателя. При работе с малой частотой вращения коленчатого вала и на малых нагрузках золотник карбюратора лишь частично открывает перепускные отверстия и обеспечивает отсос небольшого количества картерных газов.С открытием дроссельной заслонки золотник открывает отверстие полностью, увеличивая отсос картерных газов.

Контроль за работой системы смазки производится с помощью датчиков давления и температуры масла. Датчик аварийного давления масла ММ-111 А мембранного типа срабатывает при падении давления в системе до 0,4-0,7 кгс/см2. Сигнализатором давления является лампочка, установленная на щитке приборов. При включении зажигания лампочка аварийного давления загорается, после пуска двигателя гаснет. Горение лампочки на рабочих режимах указывает на неисправность датчика или двигателя. В этих случаях дальнейшая эксплуатация, до обнаружения и ликвидации дефекта, недопустима.Рекомендуется периодически вывертывать датчик и проверять давление масла по контрольному манометру.Давление масла при оборотах коленчатого вала в 3000 об/мин и температуре масла 80°С должно быть не менее 1,2 кгс/см2.Датчик температуры масла ТМ-100А установлен в передней части поддона картера. При монтаже и демонтаже датчика следует пользоваться торцовым ключом во избежание его повреждения. Указатель температуры масла размещен на щитке приборов и указывает температуру масла в картере двигателя. Рабочая температура масла 80-110°С. Уровень масла контролируется по маслоизмерителю. Во время эксплуатации уровень масла в картере двигателя следует поддерживать между двумя рисками, нанесенными на маслоизмерителе.

1 — крышка центробежного маслоочистителя; 2 — вертикальный канал подвода масла к распредвалу; 3 — поперечный масляный канал подачи очищенного масла; 4 — вал балансирного механизма; 5 — маслозаливная горловина; 6 — распределительный вал; 7 — головка цилиндров; 8 — продольный канал подвода масла к толкателям; 9 — датчик давления масла; 10 — маслосливная трубка; 11 — валики коромысел; 12 — масляный радиатор; 13 — штуцер слива масла; 14 — жиклер-штуцер подачи масла; 15 — продольный канал подвода очищенного масла к коренным подшипникам; 16 — штанга; 17 — подвод масла к толкателям двух выпускных клапанов (первая пара цилиндров со стороны вентилятора); 18 — проточка в толкателе; 19 — вставка (только на двух толкателях выпускных клапанов); 20 — толкатель (двух выпускных клапанов); 21 — поперечный канал подвода очищенного масла к коренным подшипникам; 22 — каналы подвода масла к шатунным шейкам; 23 — штанга толкателей; 24 — толкатель; 25 — канавка в коренных подшипниках; 26 — вертикальный канал от масляного насоса; 27 — насос масляный; 28 — маслоприемник; 29 — продольный канал от насоса; 30 — масло в поддоне; 31 — маслоизмери-тель; 32 — датчик температуры масла; 33 — вертикальный канал от насоса; 34 — полость центробежного маслоочистителя.

 


Страница 1 из 4


Какая у вас модель?
 


Gts car rental dubai, panamera gts- img на сайте easycarhire24.com.